menu
person

Миссионерство и новые культы в России

Церковь Христа, Плимутское братство, Евангелическая организация «Семья», Мормоны. Церковь Мормонов, Церковь Сатаны, Вайшнавы. Общество сознания Кришны, Ананда Марг (Путь к блаженству), Трансцендентальная медитация, Тантра-Сангха 
Миссионерство и новые культы в России 
Глава из монографии Н.А. Трофимчука и М.П. Свищева «Экспансия» (М, 2000) 
Распространенная Церковь Христа (Международная Церковь Христа или Бостонская Церковь Христа) возникла в 1979 г. в Бостоне во главе с молодым протестантским пастором Кип Кином. Начиная с 1981 г. ее последователи развернули активную миссионерскую работу в США и Европе. Сегодня Церковь представлена на всех континентах, объединяя более 50 тысяч последователей. 

Характерными чертами воззрений являются: учение о спасении, для которого недостаточно веры в Иисуса Христа, необходимо действительное крещение; практика ученичества, в ходе которого жизнь каждого ученика находится под контролем наставника. Над каждым наставником есть свой наставник — устремленная вверх иерархия наставников. Утверждается, что власть наставнику дана Богом, не слушаясь наставника, ученик вступает в противоречие с Богом. В богослужениях Церковь Христа не придерживается одной какой-либо традиции. На молитвенных собраниях выступают проповедники разных течений (пятидесятники, харизматики). Богослужения включают крещение Святым Духом, «говорение на иных языках)». 
В России Международная Церковь Христа зарегистрирована в 1992 г. Координирующим органом для всех общин на территории СНГ выполняет Московская община. Она располагает очной и заочной Библейской школой, где обучается более тысячи человек. 
Последователи Церкви ведут активную миссионерскую работу во многих городах России и стран СНГ. Особый акцент делается на работу среди заключенных, с этой целью создан фонд помощи отбывающим заключение и бывшим заключенным. Кроме того, проводится значительная работа среди молодежи. Так, основу Новосибирской общины составляет учащаяся молодежь 20-25 лет

 

Плимутское братство 
Миссионерство и новые культы в России 
Глава из монографии Н.А. Трофимчука и М.П. Свищева «Экспансия» (М, 2000) 
В 1995 г. в России появились миссионеры Плимутского братства. Это не удивительно. Если в 60-70-е годы они, в основном, проповедовали на территории Африки (400 миллионеров), то начиная с конца 80-х годов — на территории России. Правда, сколько их, сказать трудно. Последователи этой организации появились в Тюменской области в 1995 г. Название «Плимутское братство» используется в качестве неофициального названия для обозначения большой группы церквей, зародившихся в начале XIX в. в Англии (г.Плимут). В настоящее время распространено в США, Канаде, Англии. В названии Церкви отражена важность единства всех христиан; на ранней стадии ставилась цель — создание основы для их объединения. Характерной чертой этого движения является централизованность службы вероисповедующих. Служба не носит какого-то структурного характера, все члены собрания могут принимать в ней участие и говорить, провозглашается так называемое священство всех верующих. Священник может служить в местной конгрегации, но не быть духовным лицом и не контролировать ведение службы этого прихода. Все эти черты происходят из изначальной важности христианского единства. Под влиянием Антония Нориса Грувса, который позже стал первым миссионером Братства, первая группа верующих, собравшаяся в Ирландии, поняла, что они могут делить хлеб и без духовенства. С того момента Братство полностью отказалось ограничивать исполнение обряда крещения и ведение других церковных служб только посвященными в духовный сан. От обетов члены организации пришли к пониманию, что любой из братьев, наделенный духовным даром, может обращаться со Словом Божьим к другим. Одно время в этом была сила этого движения, а иногда его слабость. 

Плимутское братство следует многим принципам христианства, является частью основного движения Американской евангельской церкви, которая придает большое значение чтению Евангелия и верит в преобразование личности. За исключением еженедельного разделения хлеба насущного и отсутствия каких-либо других собраний, их службы во многом похожи на службы евангелистов-баптистов и библейских церквей. 

Теология Плимутского Братства способствовала распространению независимых церквей и миссионерских организаций в США. В последнее время многие из них откликнулись на обращение Братства о плюрализме в руководстве и участии в богослужении в местных приходах. Характерно, что члены этого Братства часто занимают руководящие посты в межденоминационных евангельских компаниях, их можно встретить среди основателей и руководителей библейских школ, колледжей и семинарий. 

Эксклюзивные собрания преобладали в XIX в. Сейчас насчитывается около 8500 открытых собраний в США, а эксклюзивных групп всего лишь 250. Численность верующих не превышает в них соответственно 80 000 и 20 000.

 

Евангелическая организация «Семья» 
Миссионерство и новые культы в России 
Глава из монографии Н.А. Трофимчука и М.П. Свищева «Экспансия» (М, 2000) 

Достаточно широко известна евангелическая миссионерская организация «Семья», начало которой положит американский пастор Дэвид Берг в 1968 г. в Южной Калифорнии. Вероучение носит протестантский характер. Члены движения верят в возможность прямого контакта с Христом, свидетельством чего, по их убеждению, является «говорение на иноязыках» (глоссолалия), достигаемое при богослужении его участниками. В «Семье» практикуется только одно священнодействие — хлебопреломление. Члены организации посвящают себя проповеди Евангелия, часто сопровождаемой благотворительными акциями. В своей благотворительной деятельности общины опираются на добровольные пожертвования. 
Принципы организации и членство в «Семье» определяются Хартией движения, принятой в феврале 1995 г. В настоящее время движение возглавляет жена Д.Берга, Мария. Его исполнительным и координирующим органом являются так называемые Всемирные службы, члены которых утверждаются Марией и ее Советом. Всемирные службы руководят общинами посредством назначенных ими Территориальных офицеров. Последние осуществляют пастырское попечение и информационную функцию в отношении общин, не вмешиваясь в их повседневные дела. Административные и пастырские функции в общине выполняет Совет, избираемый в количестве 3-4 человек из постоянных членов сроком на 6 месяцев. 
В «Семье» существует два вида членства — постоянное и ассоциированное. Постоянные члены, следуя нормам, принятым в раннехристианской церкви, живут вместе, пользуются сообща всем имеющимся у них имуществом, нередко оставляют свои светские занятия — работу или учебу, посвящая полностью себя делам церкви. Состав постоянных членов общины, как правило, не превышает 10 человек. Обращаясь к новой жизни, вступающий в общину иногда принимает новое имя. Большинство же приверженцев «Семье» является ее ассоциированными членами. Они не живут в общинах, работают или учатся и участвуют в их программах лишь в свободное время. 
Важной особенностью «Семьи» является допущение между ее постоянными членами, достигшими 21 года, гетеросексуальных отношений. При этом, под угрозой исключения из общины, не разрешается вступать в половую связь с лицами, не являющимися членами организации. Данные принципы, касающиеся секса, не пропагандируются перед широкой аудиторией, а остаются внутренним делом общины. 
Первые миссионерские группы «Семьи» появились в России в 1991 г. Они распространяли Библию, цветные плакаты с евангельскими текстами, организовывали семинары; при поддержке зарубежных благотворительных организаций и в контакте с местными органами власти осуществили поставки гуманитарной помощи для детских домов, домов престарелых и инвалидов, главным образом, в районах Сибири и Дальнего Востока. 
Основными источниками доходов «Семьи» в России являются пожертвования зарубежных общин и спонсоров. Постоянные члены работают на добровольных началах и не получают вознаграждения, при этом община обеспечивает их основные потребности. 
В настоящее время общины «Семьи» имеются примерно в 20 городах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, где ведут активную миссионерскую работу 
Мормоны. Церковь Мормонов


Мормоны. Церковь Мормонов 


Церковь Иисуса Христа святых последних дней (Мормоны) возникла в США в 30-е годы XIX в. Источником вероучения наряду с Библией признается также Книга Мормона, содержащая откровения некого пророка Мормона. Церкви присущ ряд особенностей вероучения, организации и практики: 
1) Америка, ее народ включены в иудео-христианскую традицию через версию о том, что за шесть столетий до новой эры на этом континенте поселились прямые потомки некоего семитского племени, ставшего непосредственным предком американских индейцев. Кроме того, Книга Мормона повествует о посещении Америки Иисусом Христом после его Воскресения. 
2) В организационном плане церковь демонстрирует приверженность раннехристианской традиции. Ее возглавляет Пророк — харизматический лидер. Живой пророк является самой важной фигурой у современных мормонов. Через коллективную и индивидуальную работу с паствой осуществляется контроль за поведением прихожан, соблюдением ими церковных догматов и правил. Для выявления нарушителей, а также инакомыслящих, применяются методы тайного надзора, что стало предметом разоблачений в печати в 1992 г. за свои взгляды некоторые либеральные деятели церкви подвергались гонениям и отлучениям. Сбором информации о таких нарушениях занимается «Комитет по укреплению членов церкви». 
При пророке находятся 12 апостолов. Чины священства включают также патриархов, первосвященников, семидесятых (по аналогии с 70-ю учениками Христа), старейшин, священников, учителей, дьяконов. Местными общинами руководят епископы. Однако оплачиваемого духовенства в церкви нет. Вопросы церковной жизни решаются путем голосования. 3) Исключительное значение придается семье; брак считается священным, а семья — созданной для вечности. Запрещены чай (кроме зеленого), вино, наркотики. 

В настоящее время насчитывается около 10 млн. членов церкви в 130 странах мира. Всемирный центр церкви находятся в США. Члены церкви платят церковный налог — десятину, а также ежемесячно «приношение поста», т.е. сумму, сэкономленную в результате однодневного воздержания от пищи. 

В России Мормонская церковь работает сначала 90-х гг. Ныне миссии мормонов активно действуют в ряде городов России. На места регулярно направляются группы миссионеров, состоящие обычно из 8-12 мужчин (иногда среди них бывают и женщины) в возрасте от 19 до 22 лет под руководством двух-трех старших наставников. Почти все они в той или иной мере владеют русским языком. По некоторым данным, планируется строительство церкви в г. Выборг. Численность мормонов в России в настоящее время, по заявлению представителя «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» в нашей стране старейшины Шварца, летом 1996 г. составляла около 5 тыс. человек. 

Практически везде мормоны предпринимают самые активные попытки внедрения в местные административные органы, действуя в атмосфере самой строгой секретности. 

Следует отметить, что тайные храмовые обряды мормонов и их учение о спасении тесно связаны с генеалогическими исследованиями. У мормонов принято принимать крещение вместо умерших. Действительно и необходимо для спасения мормонов только крещение. Кроме крещения для умерших предков возможно также «замещающее» возложение рук и «запечатление». Для проведения этих актов необходимы точные данные об умерших. Отсюда и объясняется то усердие, с которым мормоны изучают свое генеалогическое древо. 

С 1894 г. Библиотека семейной истории в американском городе Солт-Лейк-Сити, созданная мормонами, собирает и обрабатывает данные из метрических книг, переписей населения и других документов, содержащих имена людей, прежде живших на земле. Мормоны заочно включают в ряды своего культа умерших, пополняя списки своей организации миллионами усопших людей различных национальностей, вероисповеданий и убеждений (включая атеистов). В мормонских храмах производятся строго секретные «храмовые таинства» для живых и умерших (крещения, бракосочетания и др.), после чего и те и другие становятся, по учению секты, мормонами. Имена усопших включаются в списки для мормонских таинств заочно, без запроса о согласии на то родственников покойного. 

В западной печати отмечается, что каждый живой мормон может иметь бесчисленное количество мертвых жен, с которыми он заочно бракосочетался в своем храме. Все члены секты, помимо непосредственной миссионерской работы, постоянно заняты поисками новых архивных имен и данных для заочного «омормонивания» как можно большего количества людей. Специальные команды мормонов изучают государственные архивы, музейные и университетские коллекции документов, архивы городских управ, записи актов гражданского состояния и церковных приходов по всему миру. Все отснятые архивные микрофильмы попадают в мормонское хранилище для вечного содержания, становясь мормонской собственностью. Эта скрытая от непосвященных работа сопровождается широкомасштабной деятельностью мормонов по созданию единого «Всемирного центра генеалогии», контролируемого организацией «святых последних дней». 

Активная работа мормонов в российских архивах вызывает большое беспокойство. Заключив контракт с государственной архивной службой России, мормоны получили доступ к архивам Астрахани, Тулы, Твери, Тобольска, Казани и скопировали множество метрических книг (православных, католических, лютеранских) и других документов. Мормоны идут на прямое нарушение основ российского законодательства. Известно, что мормоны арендуют школы и другие учебные заведения для проведения своих богослужебных собраний. Так, в Москве они проводили богослужения в средней школе № 36 и в помещении музыкального техникума (в провинциальных городах мормоны арендуют учебные заведения с большей масштабностью). 

Являясь у себя на родине законопослушной и в определенном роде респектабельной конфессией, в других странах, в частности в России и Беларуси, мормоны используют откровенно бесцеремонные методы работы

 

Церковь Сатаны 
Миссионерство и новые культы в России 
Глава из монографии Н.А. Трофимчука и М.П. Свищева «Экспансия» (М, 2000) 
Церковь Сатаны создана А. Ла Веем в 1964 г. в США. Штаб-квартира находится в Сан-Франциско. Филиалы имеются в некоторых городах США, а также в Гонконге, Заире, Израиле, Коста-Рике, Румынии. 

На территории России можно только предположительно говорить о деятельности Церкви Сатаны и других религиозных организаций сатанинской направленности в крупных городах (Москва, С.- Петербург, Ростов-на-Дону и др.). 

Вероучение сатанизма изложено Ла Веем в работах: «Сатанинская библия», «Сатанинские ритуалы», «Совершенная ведьма». Для современного сатанизма характерен специфический подход, выраженный в искажении и в своеобразном «переворачивании» христианских ценностей, что проявляется в персонифицированном почитании зла — Сатаны. В космогонии сатанистов зло приобретает вселенские масштабы, олицетворяясь в сверхъестественном существе, которое снимает само понятие греха, моральное и физическое напряжение, давая последователям сатанизма «стимул» существования на земле. 

Основа мира и его устройства — зло, поэтому культ насилия и пропаганда жестокости по отношению к окружающему миру становится смыслом жизни дьяволопоклонников, центральным моментом их проповеди. Сатанинская мифология как бы синтезирует воедино языческие представления о мироустройстве и христианское вероучение, вывернутое наизнанку. Так, например, в большинстве сатанинских организаций именно Сатана является добрым и человеколюбивым существом, который стоит на страже интересов человека перед суровым и властным богом. В целом, вероучение сатанизма приближено к позиции Элистера Кроули, изложенной им в Книге Закона в начале ХХ в., что каждый живет в соответствии с собственным сводом правил. 

Догматически современных дьяволопоклонников можно разделить на 3 направления: 

— «радикальное», в котором Бог почитается злым правителем, требующим от человека несвойственного подавления плоти. В противовес ему Дьявол Ветхого и Нового Заветов считается истинное божество, олицетворяющее собой полноценный источник жизни и природных наклонностей; 

— «либеральное». Для данного направления свойственно убеждение, что культ Сатаны — просто миф и ритуал, дающий человеку возможность достичь согласия с чувственной стороной бытия; 

— «смешанное», где Сатана — полноправный, более чем реальный князь мира и зла. В награду за свое рвение и искреннее почитание, члены данных организаций мечтают после земной жизни стать подданными в царстве тьмы. 

Для Ла Вея свойственен крайний индивидуализм и эгоизм. Автор «Сатанинской Библии» восстает против человеческой духовности, против необходимой связи человека с окружающим и формирующим его обществом, призывая своих последователей к противостоянию с остальным, прежде всего христианским, миром. 

Обрядовый комплекс различных сатанинских обществ, с одной стороны, направлен на культивирование страсти и звериных наклонностей. Например, Антон Ла Вей считает, что сексуальный инстинкт является самым сильным в человеке. Чтобы человек раскрепостился и стал вести более активный образ жизни, ему нужно позволить развивать в любой форме половые инстинкты, поэтому по правилам Церкви Сатаны проводятся сексуальные оргии (групповой секс, садомазохизм или иные извращенные формы). С другой — обряд сатанистов представляет собой выбор магических действий (использование енохского языка). 

Как правило, обрядовая сторона черной мессы основывается на пародии богослужения Католической церкви. Служение проводит назначаемый жрец, который подражает образу Дьявола в своем внешнем облике, поведении и провоцирует экстатическое состояние среди последователей культа. Внутри Церкви Сатаны также практикуется личное или коллективное «проклятие врага», служащее основным моментом психологического воздействия. Сатанисты проводят так называемую «черную мессу» с использованием черных свеч, перевернутых распятий, проклятий, жертвоприношений. Собрания заканчиваются чувственной молитвой и поклонением Сатане. 

Существуют три основных «праздника»: Вальпургиева ночь, канун для Всех святых (оба «праздника» с эротическим наполнением содержания — весеннее возрождение природных сил) и крещение новообращенного последователя (знаменует посвящение в тайны культа). 

Что касается структуры и организации сатанистских группировок, то в последние десятилетия члены общин рекрутируются большей частью из молодежной среды (нередко на рок-концертах и фестивалях). В ряде общин формируется руководящий орган — Совет Девяти. Члены совета отвечают за определенные направления в деятельности организации: демонологию, астрологию, некроманию, рекрутирование новых членов, охрану обрядовых действ. Как правило, у каждого члена подобного совета есть помощники из числа простых членов общины. 

Кроме Церкви Сатаны известны близкие по вероучению организации: «Черный ангел», «Зеленый орден», «Южный крест», «Черный дракон»; элементы сатанизма встречаются и в некоторых других оккультных групп. Так, организация сатанинской направленности «Черный дракон» действует в Москве, С.-Петербурге, Ростове-на-Дону. Последователи относят себя к интеллектуалам, издают журнал; для распространения своих идей через компьютерную связь проводят конференции по сатанизму, некромании, черной магии и язычеству. В сентябре 1999 г. лидер организации «Черный дракон» был арестован якобы за подготовку взрывов религиозных объектов. Однако в марте 2000 г. был освобожден из-под стражи под подписку о невыезде. 

Некоторые исследователи указывают на близость к сатанизму основных положений, символики саентологов. 
См. также: Возникновение и развитие сатанизма и неосатанизма в Европе 


Вайшнавы. Общество сознания Кришны 
Миссионерство и новые культы в России 
Глава из монографии Н.А. Трофимчука и М.П. Свищева «Экспансия» (М, 2000) 
Достаточно многочисленные группы, общины, возникшие на основе восточных традиций. Как правило, они создавались только приезжими миссионерами. Последователи таких культов сегодня существуют практически во всех субъектах Российской Федерации. Среди известны Общество сознания Кришны, АУМ Синрике, Ошо-движение. Трансцендентальная медитация, Ананда марг, Агни-йога и другие 
Общество Сознания Кришны (вайшнавы) — неоиндуистская мистическая организация фундаменталистского характера. Ее истоком является антифеодальное сектантское движение в средневековой Индии — бхакти (преданное служение и любовь к Богу). Неокришнаизм, приспособленный к настроениям западных богоискателей, возник благодаря миссионерской деятельности индуса, известного под ритуальным именем Бхактиведанты. В 1966 г. он основал в США Международное Общество Сознания Кришны. 

Учение вайшнавов основывается на древнейших священных писаниях мира — Ведах, вернее, ее части, описывающей духовное бытие человека. Главной священной книгой считается комментаторское произведение основателя организации под названием «Бхагавад-гита», которая представляет философский трактат, содержащий анализ пяти основных предметов познания: практики — материального мира, калы — вечного времени, кармы — деятельности, дживы — живого существа и Бхагавана — Высшей Божественной Личности. В рамках этих пяти тем рассматриваются: вопросы сознания и сверхсознания, йога (связь с всевышним)), вселенская форма, восемь первоэлементов материи, идеальное устройство общества, разновидности веры, различные философские и эмпирические системы, качества личности, природа Абсолюта и пути его достижения. 

Основой религиозной практики сознания Кришны является изучение священных писаний индуизма, воспевание различных ведических гимнов и мантр (молитв). Главным средством спасения людей материального мира кришнаиты считают преданное служение верховному Богу и декламация священной мантры «Хари Кришна», которая в переводе означает «О, всепроникающий, всерадующий Господь, позволь мне служить Тебе». 

Вайшнавы убеждены, что следование религиозным принципам может изменить лицо общества к лучшему, избавить человечество от насилия, коррупции и лжи. Члены Общества сознания Кришны стараются дать пример такого альтернативного образа жизни. Они считают, что сознание Кришны — это не просто религия, а образ жизни со своим духовным этикетом. 

Кришнаиты придерживаются принципа ахимсы (не причинять вреда живому), на основании чего объявляют себя пацифистами; сторонятся они и политики. Отвергают как бесполезные любые социально-экономические, политические, националистические и этические (альтруистические) движения, поскольку полагаются только на милость Кришны. 

Образ жизни приверженцев предполагает строгое соблюдение регулирующих принципов, необходимых для чистоты духовной жизни: нечистых продуктов питания — мяса, рыбы, яиц, одурманивающих веществ, включая алкоголь, табак, чай и кофе, половой жизни вне брака и азартных игр. Особое внимание уделяется прасаду — вегетарианской пище. 

Общество состоит из постоянных членов и прихожан. Часть постоянных членов проживает в храмах. Как правило, это молодые люди, которые получают там духовное образование. Большинство из них после завершения образования создают семьи и поступают на работу. Некоторые остаются в храмовой общине, чтобы служить в качестве проповедников и священников. 

В России кришнаиты появились в начале 70-х гг., но официально зарегистрированы лишь в 1988 г. Считается, что сейчас в России наиболее крупная в мире кришнаитская община: количество активных членов (посвященных и живущих в храмах) составляет около 10 тыс. человек, а общая численность прихожан — свыше 200 тыс.; в их распоряжении находится 120 храмов и пропагандистских центров, а также монастырь. 

Для координации деятельности общин в России создан Центр обществ Сознания Кришны. Движение структурировано следующим образом: Центр ОСК в России — региональные центры — общины и подразделения гуманитарной миссии «Харе Кришна — Пища жизни». Высшим руководящим органом РОСК является Национальный Совет (НС), состоящий из представителей организаций-членов. НС вправе принимать решения по любым вопросам деятельности РОСК и собирается для их обсуждения раз в год. К компетенции НС относятся: внесение изменений в Устав ЦОСКР, выборы председателя Правления, принятие и исключение действительных членов, формирование фондов ЦОСКР и др. 

Один из важнейших видов деятельности Общества сознания Кришны — благотворительность. Среди таких программ вайшнавов наибольшую известность и популярность приобрела гуманитарная миссия «Харе Кришна — Пища жизни». В ходе этой программы кришнаиты раздают бесплатную горячую пищу больным, престарелым, детям, а также беженцам и людям, пострадавшим от военных конфликтов и стихийных бедствий. Среди других социально полезных программ можно выделить программу духовной поддержки заключенных и наркоманов


5. Ананда Марг (Путь к блаженству) 
Миссионерство и новые культы в России 
Глава из монографии Н.А. Трофимчука и М.П. Свищева «Экспансия» (М, 2000) 

В последние годы в крупных городах России появились последователи организации Ананд марг (Путь к блаженству), или «Ананда марг прачарак сангх» (Общество пропаганды пути к блаженству), созданной в 1955 г. в Индии. В настоящее время штаб-квартирой считается г. Калькутта. Ее организационная и идеологическая основа — принцип гуруизма — слепого и безоговорочного подчинения ученика наставнику, младшего старшим. В организации нет никаких выборных руководящих органов; вся ее деятельность, политическая тактика и стратегия определяются главой общества и его ближайшим окружением. 

Прием в «Ананда марг» обставляется таким образом, чтобы произвести впечатление на неофита — обряд совершается ночью на кладбище или на площадке для кремирования трупов. Обряд инициации призван создать нужный психологический настрой, ощущение принадлежности к могущественному тайному ордену, который заботится о своих членах и жестоко наказывает отступников. Это импонирует подросткам и юношам 12-17 лет. Именно из молодежи формируются наиболее фанатичные ее представители. 

Структура общества не определена каким-либо уставом или статутом. Его возглавляет ананд-мурти (воплощение блаженства), обладающий неограниченными полномочиями. Внутри функционируют так называемые департаменты, сформированные по принципу теневого правительства: департамент внутренних дел (разведка и контрразведка), по связям с общественностью (агитация и пропаганда), социального благосостояния (филантропическая деятельность), образования. Последнему придается особое значение, так как ставка делается на молодежь. 

Из молодежи созданы отряды, составляющие Общество добровольной службы, численность которого держится в строгой тайне. Члены таких отрядов одеты в рубашки цвета хаки и серые шорты, на головах у них черные гурхские шапочки с эмблемой свастики. Они обучены владению холодным оружием и приемам рукопашного боя. 

Подобно другим религиозно-общинным организациям, «Ананда марга» старательно подчеркивает свою «истинно индийскую», точнее индусскую самобытность. Ее лидеры развивают тезис о мессианской роли индуизма, призванного, по их мнению, принести духовное избавление всему человечеству, погрязшему в грубом и бездуховном материализме. 

Для достижения собственных целей руководство общества открыто проповедует насилие и с презрением относится к демократии. Отделения организации превратились в очаги международного терроризма, их члены неоднократно совершали террористические акты против отдельных политических деятелей. Поэтому общественность различной политической ориентации в целом относится к «Ананда марг» враждебно


Трансцендентальная медитация 
Миссионерство и новые культы в России 
Глава из монографии Н.А. Трофимчука и М.П. Свищева «Экспансия» (М, 2000) 

Трансцендентальная медитация — это неоиндуистский психотерапевтический (медитационный) культ, основанный в середине 50-х годов индусом, принявшим ритуальное имя Махариши Махеш йоги. Он предложил упрощенную форму антра-йоги, с помощью которой люди, не отказываясь от привычного образа жизни, смогли бы радикально изменить к лучшему свое существование, а при массовом использовании трансцендентальной медитации — коренным образом улучшить жизнь всего человечества. 

Специфика транснациональной медитации как модернистского варианта неоиндуизма заключалась в доминировании культовой практики, в миссионерской активности и уповании на реализацию глобальных социальных утопий. Хотя в самой Индии трансцендентальная медитация не получила заметного распространения, в западных странах она приобрела миллионы приверженцев. Причина популярности в том, что приобщение к трансцендентальной медитации было упрощено до предела и сводилось к уплате небольшой суммы денег, прослушиванию короткой лекции и получению «секретной» односложности мантры, выбранной с учетом возраста и профессии посвящаемого. Ритуальная практика была сведена к 20- минутному повторению этой мантры утром и веером в спокойной обстановке. 

Считается, что трансцендентальная медитация настраивает человека в резонанс с вселенской гармонией и автоматически ведет к счастью. При этом нет необходимости придерживаться требований традиционного религиозного аскетизма и обуздывать желания. 

Распространение трансцендентальной медитации в западных странах стимулировалось также вниманием к «научной» стороне этого медитационного движения, в результате чего было создано несколько Университетов Махариши (занимающихся также подготовкой инструкторов-миссионеров) и проведены экспериментальные исследования, констатировавшие наличие у медитационной практики релаксационного воздействия. С другой стороны, получили развитие коммерческие методы пропаганды и организации практики трансцедентальной медитации. 

Махариши создал разветвленную сеть организаций, которые пропагандируют методы трансцедентальной медитации в разных слоях и группах общества, учитывая их образовательный уровень, профессиональные и жизненные интересы. В одних случаях трансцедентальная медитация пропагандируется как средство достижения хозяйственно-экономических интересов, в других — повышения творческих, интеллектуальных возможностей человека, в- третьих, — как средство гармонизации взаимоотношений с окружением, нервно-психологической разгрузки и т.д. 
В настоящее время группы приверженцев и пропагандистов трансцендентальной медитации, состоящие из представителей творческой интеллигенции, есть в крупных российских городах.

Тантра-Сангха 
Миссионерство и новые культы в России 
Глава из монографии Н.А. Трофимчука и М.П. Свищева «Экспансия» (М, 2000) 
Тантра-Сангха, зарегистрированная в сентябре 1992 г., состоит из нескольких монахов и большого числа последователей, различающихся по уровню посвящения (инициации). Центром общины является храм Шивы, находящийся на частной квартире в Москве. Община арендует также помещение для медитационных практик и особенно важных событий обрядового календаря. 

Последователи Тантра-Сангха считают свою религию истинной, естественной, а другие — полуистинными, созданными людьми. Тантристы признают общеиндуистские священные книги, но имеют свое вероучение, заключенное в священных книгах тантры; наряду с почитанием Шивы в тантра-сангхе особое значение придается женскому началу, выраженному в лице Богини-матери. Признается перерождение душ до тех пор, пока они не воссоединяются с Богом; характерной чертой является принцип ненасилия и активного сочувствия. 

Члены общины Тантра-Сангха в России не отрицают своей близости к другим индуистским сектам, прежде всего кришнаитам, однако решительно подчеркивают свои отличия от них, в частности, отказ от личной преданности гуру (учителю), отрицание религиозной нетерпимости и допущение двойного вероисповедания, отказ от аскетизма и строгой системы табу. В то же время адепты Тантры-Сангхи отмежевываются от групп крайних тантристов, использующих в ритуалах наркотики и известных своей неумеренной сексуальной практикой. Община ведет миссионерскую деятельность в некоторых городах России, хотя зарегистрированных центров, кроме Москвы, нигде нет 



Источник: http://psyfactor.org
Категория: Мои статьи | Добавил: srhec_78 (22.09.2019)
Просмотров: 108 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Flag Counter