menu
person

Политика двойного стандарта

Политика двойного стандарта

Глава из монографии Н.А. Трофимчука и М.П. Свищева «Экспансия» (М, 2000) 
С уходом с политической сцены СССР, денонсации Варшавского договора США и НАТО стремятся играть первую скрипку на мировой арене, принимают решения по нанесению военных ударов по тем странам, которые не угодны Вашингтону. Гибель сотен тысяч людей в Югославии, Ливии, Ираке, страдания миллионов не берутся в расчет. Уголовное преследование в какой-нибудь стране одного последователя какого-либо экзотического вероучения, за конкретное преступление может вызвать бурю возмущения в США, принятие санкций, но оставят абсолютно равнодушным общественное мнение те же слезы людей, пострадавших от взрывов жилых домов чеченскими боевиками. Это при том, что США — страна, где 98% граждан считают себя верующими, для которых сострадание, любовь к ближнему, казалось бы, должны играть главную роль и защиту прав на свободу совести во внешнеполитических акциях США. Так, в ноябре 1998 г. Конгресс США принял акт «О международной свободе вероисповедания». Как заявил Б.Клинтон во время подписания акта, защита религиозных свобод за рубежом является центральным элементом внешней политики США. 

Идея защиты религиозных свобод тесно связана с культурной и философской традицией США, рассматривающей американскую историю как уникальный мессианский эксперимент. Эта идея является также важным компонентом современной «гражданской религии» США, объединяющей многоконфессиональное американское общество и придающей высшую (божественную) легитимность государственным институтам страны. 

Идеи собственной избранности и исключительности американцев сродни представлениям израильского народа (по Библии) о его богоизбранности. Как евреи, так и американцы глубоко религиозны, но религиозность последних устремлена к земному идеалу, тесно связана с решением социально-политических задач. 

Для американцев важнее воплотить истину в практической жизни, нежели в слове. Если отцы Церкви первостепенное значение придавали развитию богословия, борьбе с ересями, то отцы-основатели США изначально заложили основы конфессионального плюрализма. Американское общество и государство строились под религиозными знаменами, но идеалы христианства здесь понимались по-другому. Важнейшим религиозным принципом утверждалась политическая и гражданская свобода, которой требовали переселенцы. 

Американская демократия терпима к любым идейным установкам, основа ее основ — свобода выбора любых мировоззренческих ориентаций. Не случайно в США христианство превратилось в «рынок», на котором все секты стремятся предложить свой продукт и выгодно продать его любому покупателю. 

Доктрина «американской исключительности» никогда не предназначалась только для внутреннего использования. Считая Соединенные Штаты центром мироздания, эталоном для подражания, правые круги страны, да и значительная часть общества, на протяжении всей истории США сознательно или неосознанно впадали в своего рода глобальной мессианизм. 

Американский миссианизм всегда носил двойственный характер, и это наложило свою печать на внешнеполитическую идеологию и практику США. С одной стороны, идея «американской миссии» объясняла то, что Америка выступала как носительница гуманистических, космополитически-демократических ценностей, а ее роль сводилась якобы к тому, чтобы быть моральным примером для остального мира. С другой — концепция «американской исключительности» становилась основанием для активного вмешательства в ход мировых событий. В таком ракурсе мессианизм нередко получал милитаристскую окраску. Последний пример тому — военная операция США с участием других стран НАТО в Югославии. 

Доктрина «американской исключительности» и «глобального мессианизма» служит источником творческого вдохновения законодателей и политиков, поскольку позволяет найти новые аргументы, оправдывающие вмешательство во внутренние дела других стран, где происходят вооруженные конфликты на этноконфессиональной почве, и дает новый повод, чтобы предложить (в довольно настойчивой форме) американскую модель общества и государственно-церковных отношений. Свидетельство тому — 40 биллей, которые рассматривались в течение 105-й сессии Конгресса (т.е. практически одновременно с ходом обсуждения акта «О международной свободе вероисповедания»), так или иначе касающихся вопросов свободы вероисповедания, преследования за религиозные убеждения, взаимоотношений со странами, где, по мнению Администрации США, нарушаются принципы свободы религии. Так, в период обсуждения проекта российского Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в 1997 г. в США было принято пять законопроектов, касающихся России (по проблемам религиозных свобод в Китае — 24 законопроекта, в Гонконге — 4, Турции — 2, Германии — 1, в Индонезии — 1, на Кубе — 1). Главная причина столь яркой негативной реакции состояла в том, что закон существенно ограничивал поле деятельности зарубежных миссионеров, а это не устраивало «демократические» США. В сущности они выступили в защиту не столько свободы совести российских граждан, сколько своих интересов. 

Обосновывая требования о прекращении финансовой помощи России со стороны США в связи с принятием Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», сенатор М.Макконел заявил: «Мы должны использовать ее (иностранную помощь — Н.Т.) для продвижения американских ценностей и американских интересов». В итоге сенаторы проголосовали за поправку к законопроекту об иностранной помощи на сумму 195 млн долл. с условием отклонения Б.Н.Ельциным российского закона. После заявлений официальных лиц России о том, что ущемления прав в отношении религиозных объединений не произойдет, США согласились не отказывать в помощи, решили лишь «заморозить» выделение денег на полгода. Одновременно они выставили условие проверить действие закона, а также ознакомиться с сопровождающими его нормативными актами. В связи с этим в Гааге было закреплено соответствующее соглашение об «инспекторских» поездках, первая из которых прошла 12-14 января 1998 г.. Ее осуществляла делегация Международного консультативного комитета конференции «Фонда Де Брюхт», в которую вошли три члена палаты представителей Конгресса США — Ф.Вольф, Э.Холл, К.Смит и директор библиотеки Конгресса США Дж.Биллингтон. С тех пор «инспекторские» поездки осуществляются регулярно. 

Госсекретарь США М.Олбрайт, выступая в Колумбийской юридической школе Католического университета в Вашингтоне 23 октября 1997 г., заявила, что «поиск религиозной свободы и толерантности... будет и впредь играть важную роль во внешней политике США во всемирном масштабе», поскольку игнорирование свободы вероисповедания или угроза ее нарушения могут вызвать не только страх и столкновения, но и послужить причиной новой мировой войны. Поэтому США планируют сосредоточить основные направления своей внешней политики на тех регионах, сказала М.Олбрайт, где «религиозное разделение сопровождается другими факторами, порождающими насилие и угрожающими миру. Для успешного выполнения наших намерений мы публично называем религиозную свободу приоритетом нашей внешней политики». 

Не дожидаясь официального принятия акта «О международной свободе вероисповедания», госсекретарь предприняла следующие шаги: были даны инструкции американскими дипломатам систематически представлять доклады о состоянии религиозной свободы в странах их аккредитации; уделять больше внимания вопросам религиозной свободы в Докладе по правам человека во всем мире; ставить вопросы защиты религиозных свобод на встречах с главами иностранных государств (Вьетнам, Китай, Россия). 

Показательно, что в процессе обсуждения проекта акта, длившегося год, он претерпел существенные изменения. Проект, выдвинутый в палате представителей 8 сентября 1997 г., предусматривал лишь создание Отдела по контролю за религиозным преследованием и введению санкций против стран, где наблюдаются такие нарушения. В качестве приоритетных в отношении защиты свободы вероисповеданий конкретно назывались римо-католики и протестанты-евангелисты. Назывались и конкретные страны, в которых были зафиксированы преследования за религиозные убеждения, — Куба, Лаос, Китай, Северная Корея, Вьетнам, Судан, Иран. 

В окончательной же версии акта речь идет о противодействии нарушению религиозных свобод по всему миру. Билль приобрел «упреждающий» характер, поскольку поставил страны мирового сообщества перед ультиматумом: либо вы признаете наши ценности и американскую модель государственно-церковных отношений, либо мы прекращаем финансовую помощь и культурные контакты. Для многих стран, чья экономика зависит от американской финансовой, технической и иной помощи, этот документ по сути стал дамокловым мечом и средством давления на правительство. По сути дела принятие акта свидетельствует об использовании США элементов психологического давления в отношении суверенных государств. 

Акт «О международной свободе вероисповедания» определяет как политические, так и экономические меры США по защите религиозных свобод в мире, предусматривает ряд рычагов воздействия на те страны, где, с точки зрения Администрации США, они нарушаются, вводит правовые нормы, на основании которых США могут поддерживать взаимоотношения с независимыми экспертами и религиозными деятелями в других странах. При этом подчеркивается, что все положения акта соответствуют Всеобщей декларации прав человека (ст.18), другим международным документам. Однако ни слова не говорится о том, что во всех международных документах предусматривается возможность ограничений в области свободы религии. Так, в той же Всеобщей декларации прав человека (ст.29) сказано, что «человек должен подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других». Эта же мысль содержится в Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др. Международное сообщество в обеспечении прав на свободу вероисповедания руководствуется документами ООН, национальными законодательствами, учитывающими роль религии в развитии государственности той или иной страны, ее культуры, обычаев, традиций народов. Заявление президента США во время подписания акта «О международной свободе вероисповедания» о том, что «религиозная свобода — центральный элемент внешней политики США», идет вразрез с международными документами, является попыткой возложить на себя роль мирового судьи, которому дано право «казнить и миловать». Некоторые государства рассматривают акт как элемент вмешательства во внутренние дела суверенных государств. 

Акт состоит из двух частей, семи разделов, каждый из которых подразделяются на главы. 

В части первой дан анализ политики США в области защиты свободы вероисповедания, в ст.2 п.«в» говорится, что политика США в области защиты религиозной свободы направлена на: 

1. Осуждение нарушений свободы вероисповедания, оказание содействия и поддержки иным государствам в ее развитии. 

2. Поддержку государств в укреплении их безопасности, кроме тех, которые допускают грубые нарушения права на свободу вероисповедания, в соответствии с Актом о международной помощи 1961 г., Актом о международных финансовых учреждениях 1977 г. и иными принятыми Соединенными Штатами актами о политике в отношении прав человека. 

3. Энергичные и быстрые действия, отражающие неукоснительную преданность Соединенных Штатов свободе вероисповедания и желание достичь наиболее эффективного и принципиального ответа по поводу многочисленных нарушений свободы вероисповедания различными режимами. 

4. Сотрудничество с иностранными государствами, защищающими и поддерживающими свободу вероисповедания, в целях создания многосторонних документов и осуществления мероприятий по борьбе с нарушениями свободы вероисповеданий и содействия свободе вероисповедания за рубежом. 

5. Содействие уважению свободы вероисповедания всеми государствами и народами, применяя соответствующие процедуры, а также дипломатические, политические, коммерческие, благотворительные, образовательные и культурные каналы. 

В этой же части акта вводятся понятия «нарушение свободы вероисповедания», «особо серьезные нарушения свободы вероисповедания» и др. 

Под понятием «нарушение свободы вероисповедания» имеется в виду нарушение международного признанного права религиозной веры и практики включая: 

а) произвольный запрет или ограничение молитвенных собраний, проповеди, а также права открыто говорить о своей религиозной вере, менять религиозную веру или переходить в другую религию; иметь и распространять религиозную литературу, включая Библию, давать религиозное образование детям и привлекать их к участию в религиозных церемониях; 

б) задержание, допрос, наложение штрафа, принудительные работы, насильственные массовые переселения, тюремное заключение, принудительное религиозное обращение, избиение, пытки, нанесение увечий, изнасилование, убийство, если они совершаются в связи с чьей-либо принадлежностью к религиозной вере или участием в религиозной практике. 

Понятие «особенно серьезные нарушения свободы вероисповедания» означает мотивированные негативным отношением к религии вообще или конкретному вероисповеданию систематические вопиющие нарушения религиозной свободы, включающие пытки, антигуманное, унизительное обращение или наказание; длительное задержание без предъявления обвинения; организацию похищения людей или тайное задержание таких людей; другое преступное отрицание права на жизнь, свободу или безопасность личности. 

Раздел первый посвящен определению места и роли Госдепартамента США в реализации акта «О защите международной свободы вероисповедания». Согласно ст.101, в Госдепартаменте создается Отдел по международной свободе вероисповедания. Отдел возглавляется послом по вопросам международной свободы вероисповедания, назначаемым президентом. Полномочия после не ограничены определенной территорией. 

Посол по особым поручениям имеет следующие обязанности: 

1. Добиваться развития религиозной свободы за рубежом и рекомендовать правительству США соответствующие меры при обнаружении нарушений. 

2. Посол является основным советником президента и госсекретаря в вопросах, касающихся влияния на религиозную свободу за рубежом, и вместе с Комиссией по международной религиозной свободе дает рекомендации по: 

а) политике Администрации США в отношении правительств, которые нарушают свободу религии, или тех, кто не в состоянии гарантировать право личности на свободу веры и религиозной практики; 

б) отстаиванию религиозной свободы за рубежом в глобальном плане. 

3. По поручению президента и госсекретаря посол по особым поручениям уполномочен представлять Соединенные Штаты в случаях, касающихся религиозной свободы за границей, на встречах с зарубежными правительствами, неправительственными организациями и специальными ведомствами США, представителями ОБСЕ и других международных организаций, членом которых состоят США, и на многосторонних конференциях и встречах по вопросам международной религиозной свободы. 

4. Обязанности, связанные с предоставлением ежегодного отчета (упомянутого в sес.102). 

Для успешного выполнения поставленных задач правительство США выделяет из бюджета необходимые денежные средства для проведения исследований и деловых поездок посла по особым поручениям.

Категория: Мои статьи | Добавил: srhec_78 (22.09.2019)
Просмотров: 103 | Теги: СССР, ОБСЕ, США, вероисповедания, Доктрина, экспансия, Политика, нато, демократия, конвенция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Flag Counter